Статья 15217

Название статьи

СТЕПЕНЬ РАЗНООБРАЗИЯ И ДОЛЯ ПОНЯТИЙ ФИЗИКИ
МИКРОМИРА В ШКОЛЬНЫХ КУРСАХ ХИМИИ И ФИЗИКИ

Авторы

Майер Роберт Валерьевич, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физики и дидактики физики, Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко (Россия, г. Глазов, ул. Первомайская, 25); Заслуженный деятель науки Удмуртской Республики, robert_maier@mail.ru

Индекс УДК

37.02

DOI

10.21685/2072-3024-2017-2-15

Аннотация

Актуальность и цели. Построение в сознании учащихся единой системы естественно-научных знаний требует установления для курсов физики, химии, биологии и астрономии меж- и внутрипредметных связей. Это способствует более полному осознанию идеи единства материи и различных форм ее движения, формированию научного мировоззрения, развитию диалектического и системного мышления, умения обобщать и применять знания из разных наук. Учет меж- и внутрипредметных связей предполагает разработку количественных методов оценки степени близости различных тем и дисциплин. Цель исследования заключается в «измерении» степени разнообразия и доли понятий физики микромира (ФММ) в различных разделах школьных курсов химии и физики.
Материалы и методы. Для решения поставленной задачи использовался метод контент-анализа, состоящий в выборе маркеров данного вида информации и их подcчете в анализируемом тексте. Применялась специальная компьютерная программа, которая, используя словарь-тезаурус, анализировала текстовый файл и выдавала его профиль, состоящий из списка терминов и частот их использования. Также подсчитывалось количество различных символов, обозначений и изображений объектов, соответствующих ФММ.
Результаты. Для различных разделов физики и химии определены: 1) количество понятий ФММ; 2) общее количество объектов и число объектов ФММ, изображенных на всех рисунках; 3) общее количество символов в математических формулах и число математических символов, характеризующих объекты и явления микромира; 4) количество обозначений молекул, атомов, ионов и элементарных частиц в тексте и химических формулах; 5) число обозначений состояний электронов и межатомных связей; 6) общий объем текста; 7) суммарное количество понятий ФММ; 8) доля учебной информации, относящейся к ФММ; 9) коэффициент разнообразия понятий ФММ; 10) сложность информации, относящейся к ФММ, в пересчете на единицу объема текста.
Выводы. В ходе настоящего исследования установлено: 1) доля знаний ФММ в курсе химии существенно выше, чем в курсе физики в целом, и заметно выше, чем в разделе физики, посвященном явлениям микромира; 2) коэффициент разнообразия понятий ФММ в пятом разделе курса физики (квантовая и атомная физика) существенно выше, чем в курсе химии; 3) в тексте учебника химии и химических формулах наиболее часто используются понятия «атом», «молекула», «ион» (включая «анион» и «катион»).

Ключевые слова

дидактика, контент-анализ, межпредметные связи, методика обучения, курс физики, курс химии

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Елагина, В. С. Методологические основы подготовки студентов педагогического вуза к реализации межпредметных связей при изучении естественнонаучных дисциплин в школе / В. С. Елагина, С. М. Похлебаев // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 12. – С. 25–30.
2. Рахматуллин, М. Т. Межпредметные связи физики, химии и биологии при изучении фундаментальных естественнонаучных теорий в профильной школе : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02. / Рахматуллин М. Т. – Стерлитамак, 2007.
3. Симонова, М. Ж. Межпредметные связи физики и химии при формировании понятия о веществе у учащихся основной школы : дис. … канд. пед. наук / Симонова М. Ж. – М., 2000.
4. Беляева, Ж. В. Обучение учащихся основной школы естественнонаучным методам познания на основе межпредметных связей биологии, химии и физики : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Беляева Ж. В. – М., 2015.
5. Иудин, А. А. Контент-анализ текстов: компьютерные технологии : учеб. пособие / А. А. Иудин, А. М. Рюмин. – Нижний Новгород, 2010. – 37 с. 
6. Майер, Р. В. Контент-анализ школьных учебников по естественно-научным дисциплинам : моногр. : электрон. науч. изд. на компакт-диске / Р. В. Майер. – Глазов : Глазов. гос. пед. ин-т, 2016. – 13,00 Мб.
7. Гапонцева, М. Г. Понятия геометрии фракталов как язык объектов педагогики и теории научного знания / М. Г. Гапонцева, В. А. Федоров, В. Л. Гапонцев // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2009. – № 2 (59). – C. 3–22.
8. Семин, Ю. Н. Квалитативная технология междисциплинарной интеграции содержания общеинженерной подготовки / Ю. Н. Семин // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2001. – № 3 (9). – С. 76–80.
9. Справочник школьника: 5–11 классы / М. Б. Волович, О. Ф. Кабардин, Р. А. Лидин, Л. Ю. Аликберова, В. С. Рохлов, В. Б. Пятунин, Ю. А. Симагин, С. В. Симонович. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001. – 704 с.
10. Майер, Р. В. Методы оценки дидактических характеристик элементов учебного материала / Р. В. Майер // Проблемы современного педагогического образования. Педагогика и психология. – 2016. – Вып. 52, ч. 7. – С. 256–263.
11. Mayer, R. V. Methods of the informativeness and didactic comlexity estimation of educational concepts, pictures and texts / R. V. Mayer // European Journal of Education Studies. – 2016. – Vol. 2. – Issue 9. DOI: 10.5281/zenodo.168090

 

 

Дата создания: 30.08.2017 09:08
Дата обновления: 27.11.2017 22:04